Уважаемые родители, любящие дедушки и бабушки, гости и читатели блога! Предлагаю вам поговорить о важности умения работать с информацией. Основы этих умений закладываются в начальной школе. Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. Письмо – как создание объектов и установление связей.
Информационная грамотность уводит нас от запоминания фактов и правил с последующим выполнением рутинных инструкций, перенося основной акцент на способность отыскивать информацию, моделировать новые объекты и процессы, понимать и формулировать новые правила. Эти умения, навыки, способности служат ключом, способным открыть двери всех последующих этапов обучения.
На первый план выступает задача сохранения в «человеке информационном» «человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию. В тексте ФГОС НОО представлен перечень УУД. 80% из них являются информационными.
Источником информации для младшего школьника может быть слово, текст, компьютер, объект наблюдения, собеседник. Основные приёмы работы с информационными источниками базируются на вполне конкретных умениях:
- на этапе принятия учебной задачи – умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить его адекватность запросу;
- на этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: вести наблюдение, получать необходимую информацию в общении; работать с текстовой информацией (в книге, компьютере);
- на этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей;
- на этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учащимся особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
В системе образования текст является основным источником информации для учащегося. Предъявляемый в устной или письменной форме, сплошной (без изображений) или не сплошной (с изображениями), текст - основной носитель содержания образования.
В учебниках УМК предлагается работа с рисунками, со схемами, с таблицами, с диаграммами. Более сложным действием является сравнение информации, представленной в разных формах. Это умение развивается, начиная с 1 класса.
Особо следует остановиться на этапе хранения информации. Формирование именно этих навыков обеспечивает учащимся возможность дальнейшего использования информации, если это использование отсрочено во времени. Умение сохранять информацию в рационально организованном виде открывает широкие возможности
- ее накопления,
- многократного к ней обращения,
- расширения,
- дальнейшего перекодирования и более эффективного усвоения.
Поэтому в процессе обучения учащиеся должны иметь возможность осваивать рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на накопителях. Даётся информация об особенностях памяти, освоение удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Учащиеся осваивают первичные навыки рациональных форм расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий