Добрый день всем. Продолжаю знакомить с достопримечательностями города Ставрополя и его окрестностей. Приглашаю читателей совершить путешествие в прошлое. Сегодня мы с вами познакомимся с «немецким" мостом в Мамайском лесу.
Я видел Ставрополье на картинках,
В окно вагона, через дым костров…
Лежит оно в равнинах и горбинах,
Лежит на стыке четырех ветров…
Кашпуров
В окно вагона, через дым костров…
Лежит оно в равнинах и горбинах,
Лежит на стыке четырех ветров…
Кашпуров
Почему немецкий? Немного истории. Ставропольская Туапсинка - железная дорога (Ставрополь–Армавир) отметила вековой юбилей. В начале XX века ставропольскому крестьянству и купечеству нужны были рынки сбыта для своей продукции. Ставрополь стоял в стороне от железной дороги. Это стало сказываться на развитии города. В 1912 году одобрено проектирование и строительство железной дороги. Основное её назначение – транспортировка зерна в черноморские порты.
Участок Ставрополь-Армавир называли «хлебной» дорогой. Стартовала стройка в апреле 1914 года одновременно в трёх пунктах - в Армавире, в Ставрополе и в селении Петровском (ныне Светлоград). Участок Армавир-Ставрополь был пущен 1 октября 1916 года. Путь от Ставрополя до Армавира составил 62 версты (вместо 145 верст по Владикавказской дороге).
Проектировали дорогу инженеры из Германии, а строили немецкие и австрийские военнопленные. Участок дороги от Ставрополя до Армавира прокладывали по сложному рельефу. В 80.000 рублей (и более) серебром обходилась верста дороги. 12 железнодорожных мостов выросли от Ставрополя до Туапсе. Для каждого из них был разработан уникальный чертёж. Стены большинства мостов сложены из ставропольского ракушечника, железобетон почти не использовался. Мосты строили «на века».
После гражданской войны железную дорогу восстановили, исключая участок Армавир–Ставрополь. И сейчас используется участок дороги Армавир-Туапсе.
Не зря купцы давали деньги на строительство дороги. Век без обслуживания, а красавцы-мосты стоят в степи и предгорьях Ставрополя. Немецкий мост - пример инженерной мысли и мастерства создателей. После взрыва дороги во время Гражданской войны уцелели два моста. Они находятся недалеко от Ставрополя и друг от друга. Местные жители называют их Немецкий и Большой Новокавказский мосты. Они стоят того, чтобы на них посмотреть.
Мы отправляемся в Мамайский лес к Немецкому мосту из Юго-западного района города. Машину оставляем у заброшенного кафе (пр. Космонавтов), сами отправляемся пешком. Проходим остановку СНТ «Нива», поворачиваем налево, попадаем на асфальтовую дорогу. Для прокладывания маршрута пеших прогулок используем приложение MAPS.ME. Маршрут проложен через лес.
Почему пешком? Летние дни, красивая природа, чистый воздух, маршрут проложен по лесной дороге. Да и просто мы любим гулять.
В этом году была малоснежная зима, осадки нас не радовали весной и летом. Обратите внимание на летний листопад. Это деревья защищают себя от недостатка влаги. Листочки–«шуршики» приятно хрустят под ногами. Идём по лесной дороге. Солнечные лучи интересно рассеиваются листвой, красивые тени. По пути встречаются «лесные жители». Красота!!!
По этому маршруту шли впервые. Дошли до указателя.
Продолжаем путь в указанном направлении. Среди деревьев увидели мост. Размеры у него внушительные. А ведь раньше строили без современной техники. Вековой исполин хорошо сохранился.
Мост соединяет склоны впадины. Официальное название — «арочный мост через реку Мамайку 2-ю на пикете 100+3,46 версты 96» (96 я верста от Армавира). Мост стоит на 5 огромных опорах, каждая из которых диаметром 20 м. Размеры самого моста поражают: 85 м длина, 6 м ширина и 18 м высота. Несмотря на сложный рельеф местности, мост сохранился, поражая своей красотой туристов.
Он простоял век, а насыпь только намного осела. На мост несложно забраться. Здесь назначают свидания влюблённые.
Сверху открывается потрясающий вид. Зелёное море, ты паришь над ним. Включается воображение, ты слышишь шум «приближающегося поезда». Вот сейчас он появится из-за деревьев...
Место популярно у опытных альпинистов и скалолазов-любителей. Здесь проходят соревнования спасателей, альпинистов и экстремалов.
Пешая прогулка стоит того. Любителям ярких кадров лучше выбираться погожим летним днём. Лесная тропинка приведёт вас к мосту. Огромный «красавец» перекинут через реку Мамайка.
Около опор растут деревья. Зелёная крона которых закрывает мост от туристов. Вокруг царит красота и таинственная атмосфера. Думаю, это сооружение простоит ещё много лет, поражая туристов размерами.
Сюда можно добраться на велосипеде. Разработан маршрут - 8-9 км. Начало пути - вход в парк имени Победы. Путь на велосипеде займёт 40-45 минут. В пути велосипедисты смогут любоваться красотами природы.
На мосту проложено 17 маршрутов для скалолазания. Их длина соответствует высоте моста - 17-18 м. Есть маршруты, идущие до окна или железных балок – 9-10 м.
Здесь красиво в любое время года. На фоне моста, на высоте получаются красивые фото. Удачный кадр можно поймать и у подножия. Туристы охотно делятся своими фото в соцсетях.
Сегодня рабочий день. По пути не встретили никого. Мы одни в бескрайнем лесу. Обратный путь занял меньше времени. Совсем не устали, впечатлений масса.
Здравствуйте, Татьяна Петровна! С интересом знакомлюсь с достопримечательностями Ставрополя и его окрестностями! С удовольствием прогулялась вместе с Вами! Красота!
ОтветитьУдалитьДобрый день, Наталия Викторовна. Спасибо за отзыв. Поражают размеры сооружения, качество (век мосту). Возникает вопрос "Почему именно этот участок из 3-х не восстановили?!"
Удалить