среда, 27 января 2021 г.

Помогайка. Николай Иванович Сладков

      Ребята, уважаемые родители, гости и читатели блога. Стало доброй традицией делать подборки произведений  для урока чтения на  родном языке. Заметила, дети с удовольствием читают и рассказывают прочитанные  произведения о природе. Какая искренняя реакция на проделки "братьев наших меньших"!!! Радует тот факт, что по пути в школу дети стали наблюдать за птицами. " Они дерутся ... А едят птицы .... Сегодня купались в луже....". Такие наблюдения не оставляют детей равнодушными к  природе.                Сегодня на уроке работали со сказкой  Николая Ивановича Сладкова, прослушали рассказ "Проталинка". Какие интересные произведения написаны автором!!!

Николай Иванович Сладков  -  выбрал своей творческой стезей служение природе. Его талант сочетает дар прекрасного рассказчика и знание флоры и фауны родного края. Свои произведения автор посвятил детям – подрастающему поколению, ответственному за разумное отношение к природе.            Желаю вам приятного общения с миром природы - удивительным и загадочным!

Читать:

  1. Рассказы
  2. Рассказы
  3. Рассказы
  4. "Неслух"

Слушать: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, сказки

Из жизни писателя. Родился маленький Коля 5 января 1920 года в Москве. Отец его трудился токарем, мама была домохозяйкой. С раннего детства прогулки доставляли мальчику особое удовольствие. Он любил бывать в парках и скверах, где можно было встретить то белку, то яркого дятла, то стайку веселых птиц.  Свои наблюдения мальчик записывал в дневник, а полученные знания дополнял чтением множества книг о природе, ее тайнах и законах.                                                                            Школьником Коля записался в кружок юннатов при Ленинградском зоологическом институте. Сюда приходили известные зоологи, которые делились знаниями с ребятами. Одним из них был писатель Виталий Бианки, который оценил дневниковые записи Николая и пригласил его в свою литературную школу. Юные ученики ходили в интересные походы по уголкам дикой природы. Здесь Сладков сделал первые шаги в писательском творчестве, написал первые рассказы.                                              Молодость писателя пришлась на трудные военные годы. Николай сразу ушел добровольцем на фронт, где его знания природы пригодились как никогда. Парень прошел фронт военным топографом, изучал местность, искал самые короткие и безопасные дороги, участвовал в создании ловушек для фашистов.                                                                       Не оставил Николай Иванович полюбившуюся профессию и в мирное время, совместив ее с любимым хобби – делиться любовью к природе в замечательных сочинениях для детей.                                                                                                                                                            Сладков  с упоением писал детские сказки, в которых наделял лесных обитателей человеческими качествами («Бюро лесных услуг», «Лесной календарь»), короткие живые рассказы о том, как взаимодействуют люди и животные («Трясогузкины письма», «Медвежья горка»).

      Первые рассказы Николай Иванович Сладков написал в начале 1950-х годов,  в 1953-м вышла в свет первая книга   «Серебряный хвост». В ней автор собрал короткие истории о своих встречах с забавными лесными обитателями, их жизни в дикой природе, повадках и особенностях. Через 3 года вышел сборник «Безымянной тропой», наполненный впечатлениями писателя о величественных горах Кавказа. В серии из почти 40 рассказов автор описывает необычных обитателей этого ареала, природные достопримечательности: хребты, реки, озера.                                                                                        Собирая материал для своих произведений, писатель много путешествует. Книгу «Земля солнечного огня» (1970 г), он посвятил изучению пустыни, жизни обитателей этого мира. В поездке с автором верный помощник – фотоаппарат, позволяющий делать удивительные снимки – будущие иллюстрации издания.                                                                    Однажды Николай Иванович 9 дней прожил на горном карнизе у гнезда беркутов. При подъеме часть горного уступа обвалилась, заключив человека в каменную «ловушку». Писатель питался частью добычи, принесенной для птенцов, а потом потихоньку спустился, используя ветки, заимствованные из гнезда.                                                                                      В 80-х годах автор пишет книги «В лес по загадки», «Иду я по лесу», «Азбука леса», которые можно назвать пособиями для юных следопытов. В этих произведениях Сладков погружает читателя в мир наблюдений за природой, описывает следы зверушек, их норы, манеры охоты. Все рассказы автор дополняет лично сделанными фотоиллюстрациями.                                                                                                                                 Последние произведения написаны автором в начале 1990-х годов. Всего в творческой копилке писателя более 60 книг о природе.   Дополнение от Кишкуновой Людмилы Фёдоровны.

      Дома: читаете рассказы или сказки Н. И. Сладкова. Запись чтения одного произведения опубликувать здесь. Для одноклассников готовим литературную загадку "Кто это?". Приятного общения вам с произведениями Н. И. Сладкова.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Татьяна Петровна! Очень хороший, информативный пост! У детей рассказы Сладкова пользуются популярностью, в библиотеках есть книги разного издания.
    Если Вам пригодится ссылка на мой давний пост, я буду рада. Там есть ссылки и на другие материалы Интернета https://bibl-140.blogspot.com/2015/01/blog-post_20.html#more
    Благодарю за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Фёдоровна. Спасибо за отзыв и ссылку на материалы о Сладкове. С Вашего разрешения перенесла ссылку в пост.
      Знаете сегодня так интересно получилось на уроке. Дети читали дома рассказы и сказки Г.А. Скребицкого. Сиротка запомнилась детям. Ещё я рассказала про сорочонка Тошку, который жил у наших родителей. Сородичи "забрали" с собой взрослую птицу.
      На уроке "рисовали" портрет героя произведения, а дети называли героя. Приходилось применять знания из других предметов. А какие эмоции: УГАДАЛИ! Сегодня пришла идея провести игру- обобщение по произведениям писателей натуралистов.

      Удалить