вторник, 9 июля 2013 г.

Семейные образовательные стратегии

          Уважаемые родители! Продолжаем занятия в школе для родителей. 
     Условия обучения и воспитания детей  за прошедшие 20 лет изменились, родительские стратегии относительно социализации детей стали более разнообразными. Какими именно? Анализом и экспертизой ресурсов семей в образовании и социализации детей и подростков занялись учёные. Виктор Вахштайн – руководитель Центра социологических исследований РАНХиГС, познакомил общество с некоторыми результатами исследования на эту тему:
Разные группы семей – разные стратегии
            Разные группы родителей неодинаково ведут себя по отношению к образованию детей:
  •  по разным критериям выбирают образовательные учреждения,
  •  связывают с ними разные ожидания,
  •  по-разному готовы вкладываться в образование ребёнка.
            Стратегия делегирования. Её выбирают родители, которые доверяют образование детей специалистам – около ½ родителей. ГЛАВНОЕ – образовательное учреждение удобно расположено, спокойно можно поступить, спокойно учиться – их требования к качеству образовательного учреждения  стандартные .
            Стратегия «целевые инвесторы» В первую очередь их интересуют   исключительно показатели качества образовательного учреждения  и уровень подготовки для перехода на следующую ступень образования. Поведение целевиков «активно»:
  •  они ищут отзывы,
  • спрашивают совета у сообщества в интернете,
  • ни готовы возить детей на транспорте,
  • оплачивать разные образовательные услуги
Лишь бы ребёнок оказался в руках настоящего специалиста и в надёжном месте. Критерий доверия для них очень важен.
         Стратегия «пакетные инвесторы» Спрос на интегрированные пакеты «всё включено» - и образование, и воспитание – растёт, и в этом просматривается желание родителей закупить оптом всю социализацию ребёнка (хороший детский сад при хорошей школе + при престижном вузе + до аспирантуры. Мотивацию инвестирования при таком подходе нетрудно просмотреть: мой ребёнок – доказательство моего личного успеха.
 
Волны родительского участия
   Эта классификация не связана напрямую с доходом семей или типом населённого пункта.
      Во-первых, с возрастом ребёнка (дошкольники – больше целевиков; первоклассники – делегируют + потом подбирают «пакеты»;
девятиклассников - либо снова делегируют (1/2 махнули рукой), либо – частные образовательные услуги («целевики» 65% занимаются с репетиторами).
      Во-вторых, никаких жёстких мерок в выборе стратегий учёные  не обнаружили:
  • целевики – 30% высокий достаток и 45% с низким достатком; в большей части жители районных городов, а не мегаполиса. Среди «целевиков» доминирует представление, что воспитывать должна семья, и они «заряжены» только на образовательные услуги.
  • «пакетные инвесторы» фактически  тоже делегировали образование и воспитание специалистам (с минимумом персонального участия) – «пакетные» вложились деньгами в то, что выбрали. У них просто разные планы на будущее ребёнка. К «пакетным» отнесли и родителей сельских детей: отправить ребёнка в хорошую школу или интернат в райцентре с перспективой поступления в вуз.
Ради чего родители  стараются?
      Для российских родителей  именно перспектива «стакана воды"  определяет заботу о будущем ребёнка.  Скорее, страх за него: такая страна, что надеяться на то, что «ребёнок сам пойдет по жизни и всё себе найдёт, не приходится». И это установленный факт: недоверие родителей к школе, которая «не справляется», «не даёт ребёнку шансов». Главная функция образовательного учреждения: повышать жизненные шансы детей.
   Всё раньше детей принуждают к учению, всё ниже сдвигается точка выбора будущей деятельности, всё меньше у ребёнка свободного времени для размышления о жизни и о себе. Как ни плохо родительское безразличие, но и безмерная активность – палка о двух концах.

       По материалам статьи Варвары Чканиковой "Семейные образовательные стратегии: инвестиции и ожидания"
 
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий