Уважаемые родители! Продолжаем занятия в школе для родителей.
Условия обучения и воспитания детей за прошедшие 20 лет изменились, родительские
стратегии относительно социализации детей стали более разнообразными. Какими именно?
Анализом и экспертизой ресурсов семей в образовании и социализации детей и
подростков занялись учёные. Виктор Вахштайн – руководитель Центра
социологических исследований РАНХиГС, познакомил общество с некоторыми
результатами исследования на эту тему:
Разные
группы семей – разные стратегии
Разные группы родителей неодинаково
ведут себя по отношению к образованию детей:
- по разным критериям выбирают образовательные учреждения,
- связывают с ними разные ожидания,
- по-разному готовы вкладываться в образование ребёнка.
Стратегия
делегирования. Её выбирают родители, которые
доверяют образование детей специалистам – около ½ родителей. ГЛАВНОЕ – образовательное учреждение удобно расположено, спокойно можно поступить, спокойно учиться – их требования
к качеству образовательного учреждения стандартные .
Стратегия «целевые инвесторы» В первую очередь их
интересуют исключительно показатели
качества образовательного учреждения и уровень подготовки для перехода на следующую ступень образования.
Поведение целевиков «активно»:
- они ищут отзывы,
- спрашивают совета у сообщества в интернете,
- ни готовы возить детей на транспорте,
- оплачивать разные образовательные услуги
Лишь бы ребёнок оказался в руках настоящего специалиста
и в надёжном месте. Критерий доверия для них очень важен.
Стратегия «пакетные инвесторы» Спрос на
интегрированные пакеты «всё включено» - и образование, и воспитание – растёт, и
в этом просматривается желание родителей закупить оптом всю социализацию
ребёнка (хороший детский сад при хорошей школе + при престижном вузе + до аспирантуры.
Мотивацию инвестирования при таком подходе нетрудно просмотреть: мой ребёнок –
доказательство моего личного успеха.
Волны
родительского участия
Эта классификация не
связана напрямую с доходом семей или типом населённого пункта.
Во-первых,
с возрастом ребёнка (дошкольники – больше целевиков; первоклассники –
делегируют + потом подбирают «пакеты»;
девятиклассников - либо снова делегируют (1/2 махнули рукой), либо – частные образовательные услуги («целевики» 65% занимаются с репетиторами).
девятиклассников - либо снова делегируют (1/2 махнули рукой), либо – частные образовательные услуги («целевики» 65% занимаются с репетиторами).
Во-вторых,
никаких
жёстких мерок в выборе стратегий учёные
не обнаружили:
- целевики – 30% высокий достаток и 45% с низким достатком; в большей части жители районных городов, а не мегаполиса. Среди «целевиков» доминирует представление, что воспитывать должна семья, и они «заряжены» только на образовательные услуги.
- «пакетные инвесторы» фактически тоже делегировали образование и воспитание специалистам (с минимумом персонального участия) – «пакетные» вложились деньгами в то, что выбрали. У них просто разные планы на будущее ребёнка. К «пакетным» отнесли и родителей сельских детей: отправить ребёнка в хорошую школу или интернат в райцентре с перспективой поступления в вуз.
Ради
чего родители стараются?
Для российских родителей именно перспектива «стакана воды" определяет
заботу о будущем ребёнка. Скорее, страх
за него: такая страна, что надеяться на то, что «ребёнок сам пойдет по жизни и
всё себе найдёт, не приходится». И это установленный факт: недоверие родителей
к школе, которая «не справляется», «не даёт ребёнку шансов». Главная
функция образовательного учреждения: повышать жизненные шансы детей.
Всё раньше детей принуждают к учению, всё
ниже сдвигается точка выбора будущей деятельности, всё меньше у ребёнка
свободного времени для размышления о жизни и о себе. Как ни плохо родительское
безразличие, но и безмерная активность – палка о двух концах.
По материалам статьи Варвары Чканиковой "Семейные образовательные стратегии: инвестиции и ожидания "
Комментариев нет:
Отправить комментарий