![]() |
Предлагаю вам познакомиться с точкой зрения к. п. н. Владимира Казанцева "Не отмахивайтесь от детской любознательности".
Любознательность – не требование конкретного ответа, а приглашение к общению на небытовые темы.
Дети очень быстро понимают, что есть неудобные вопросы, которые родителям лучше не задавать. И ладно бы это были
вопросы нравственного и поведенческого характера, на которые «стыдно» отвечать,
нет, очень часто неловкими оказываются познавательные вопросы.
Что такое интерференция? Сколько весит
живая лошадь? Почему сода в уксусе шипит? Обычно вместо ответа ребёнок получает
наше смущённое недовольство: отстань, пойди открой энциклопедию. Благо
ресурсов, на которых можно получить любой ответ на любой вопрос, предостаточно:
интернет, говорящие карты и специализированные
сайты, даже информационные службы – к примеру. Дети звонят на
радиостанцию и оставляют свои вопросы, на которые потом отвечают в прямом эфире
учёные.
Но именно родителям такие вопросы
неудобны. Возможно, они как бы намекают на наше несовершенство, ставят под
угрозу родительскую альфа-позицию. Или раздражают тем, что побуждают к каким-то
мыслям и поискам, которые не входят в наши планы.
Психологически объяснимо. С возрастом,
уже к 25-30 годам, процесс активного познания у человека замедляется, и одна из
причин – необходимость выборов какой-либо специализации, уход от широкого
разброса интересов в сторону профессионализма. И если в детстве все увлекаются
чем-то непрактичным, но заманчивым: астрономией, спелеологией, фокусами, играми
– во взрослой жизни этому места не остаётся. Ничего лишнего! Познание ради
самого познания исчезает, и вот классическая родительская отмазка: «Я в этом не
специалист, я по другой части».
Действительно, информация, которая
не позволяет решить бытовые проблемы или упрочить положение на службе, для нас
не важна. И мало кто готов, к примеру, бескорыстно прочитать первый том
«Истории государства Российского». А ради ребёнка?
Ребёнок тем и отличается от взрослого, что для
него нет лишних, бесполезных знаний, нет «его» и «не его» зоны компетенции. Ему
просто интересно. Спрашивая он думает вслух и пробуждает в нас уснувшие навыки
истинной любознательности, которая не несёт в себе никакой практической цели.
Надо, надо разговаривать с ребёнком. Не
для точных знаний – «просто так», для разговора, для навыка диалога,
удерживающего отвлечённую тему. Мяч в игре! – о чём-то вспомнить, что-то
придумать, к чему-то вместе обратиться. Надо всего лишь поддержать потому что
начинает ребёнок сам. И как же он разочарован, если ему не удаётся
заинтересовать взрослых своими приглашениями к общению на небытовые темы.
Порой нам кажется, что в отношениях с
детьми все должно быть или на 100% или не надо начинать. На самом деле нет.
Невидные, какие-то очень простые и медленные события дают детям очень много
сил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий